пятница, 26 февраля 2016 г.

Обзор Wasteland 1: The Original Classic

«Проклятая, отвратительная старость. Черт бы ее побрал. Когда я постарел, я стал себе противен.
Да и вам всем, должно быть, противно на меня смотреть.»
Антон Павлович Чехов — «Дядя Ваня»

Игра старая, как мир — вот, что стоит в сотый раз повторить своему отражению в мониторе перед тем, как запускать ее. И учесть стоит не только пресловутую графику и звуковое сопровождение, которыми игра, конечно, похвастаться не может. Учесть, а точнее, попытаться вспомнить нужно то, что мы знаем главного о старых играх. И речь не о Mario, Popeye или чем там ограничивается понятие «старого» для нынешнего среднестатического игрока, хотя и NES тайтлы тоже справедливо будет вспомнить. Речь, конечно, о сложности.

От Wasteland не стоит ждать никаких поблажек: игру надо учить, учить и еще раз учить. Перечитать брошюрку с мануалом несколько раз; приготовиться к тому, что не все будет настолько интуитивно, как в современных играх; ждать, что будете ловить себя на мысли, что не представляете куда дальше идти; запастись азартом бесконечных попыток систематизировать знания о предлагаемом пост-апокалиптическом мире в заблаговременно подготовленной тетрадке под рукой; и не крутить у виска от того, что игра просит читать определенный параграф брошюры, чтобы понять о чем речь в сюжете.
С одного лишь интро стоит осознать древность игры
Согласно сеттингу игры война между США и СССР таки произошла. В 1998 году, заручившись поддержкой других стран, два титана дружно побросались ядерными боеголовками, стерев с лица земли практически все живое, образовав те самые песчаные и бескрайние пустоши, от которых игра и получила свое название. Нам предлагают роль квартета рейнджеров, сформированных из остатков американских войск на юго-западе бывшей супердержавы.

Наводя всюду порядок, сея страх и ненависть в рядах мародеров, убийц и грабителей, выживающих за счет других, ваши рейнджеры поначалу не следуют какой-либо сюжетной цепочке — они просто помогают нуждающимся и избавляют мир от разной мрази. Так и начнется игра: у входа в одно из поселений, которое когда-то было федеральной тюрьмой, а нынче стало оплотом спасения потерявших надежду людей, на которых то и дело устраивают набеги бывшие заключенные.

Не зря игру величают мамой Fallout. Все тут до боли знакомое. Все, что потом получило своё развитие в одной из величайших игр. Уйма важных характеристик и умений, которые, при разумном распределении (тон которым задан в стартовой группе) универсализируют боевую команду из четырех человек (которую можно расширить в итоге до семи участников), превращая ее в маленькую армию. Кто-то может дверь выбить, кто-то может на дверь установить взрывчатку, кто-то может подобрать отмычку, а кто-то — просто войти, по человечески воспользовавшись дверной ручкой. Непроходимые препятствия некоторые персонажи могут перелезть, обладая соответствующим навыком. У некоторых может быть более развита харизма для общения и найма в свои ряды новых воинов и так далее. Сила, восприятие, интеллект, удача и прочее. Как я и говорил — все то, что вылилось потом в S.P.E.C.I.A.L. — ролевую систему все той же Fallout. 

Кроме того — тут присутствует модная тогда система живого диалога: когда игроку самому нужно писать то, что он хочет спросить у собеседника. Как правило, все сводится к одной/двум фразам, паролям, ответам на загадки и прочему немногословному. Не бойтесь — никто вас не заставит писать сложные предложения или сочинения о том, как вы отдохнули летом. Но, справедливости ради, стоит заметить, что приятной особенностью эти диалоги можно назвать в той же степени, как и неприятной. Дело в том, что все npc понимают лишь строго одно слово, и иной раз попадаешь в тупик — банально не знаешь, что говорить и что спрашивать. Не зря я вспоминал о заготовленной тетрадке и ручке: в игре нет никакого журнала действий, заданий, истории диалогов (кроме небольшого чата внизу экрана, куда попадает все подряд). Все, что хоть капельку игроку покажется значительным — нужно записать в тетрадь. Всякие там кодовые слова, просьбы, местонахождения, надписи на стенах, последние слова умирающего — все это может понадобиться потом, а просто запомнить это не получится.

Также, в виду технических ограничений, весь сюжет находится в параграфах мануала, к которому игра то и дело просит обратиться в ключевые моменты. Без этих параграфов, в Wasteland тоже нечего и пробовать играть — получится бессмысленное брожение туда-сюда с неправильным умозаключением относительно ценности игры. И читать их стоит не залпом, а только лишь те, на которые указывает игра в данный момент. Благо, они расположены в случайном порядке, чтобы не так просто было спойлер увидеть.
Не стоит мешать другим развлекаться
Много придется бродить по пустыне, пещерам, заброшенным домам, то и дело натыкаясь на злобных и противных тварей, порожденных радиацией. Камера расположена строго сверху, все выглядит плоским, одинаковым (в ближайшем баре все посетители на одно лицо, одежду и в одинаковой позе :) ) и не примечательным для нынешней избалованной публики. Монстры и агрессивно настроенные гуманоиды появляются как в заранее отведенных точках, так и в случайном порядке где попало. Вспоминаем год выхода игры и зачеркиваем все недостатки в предыдущем предложении. Для того времени все выполнено на необходимом уровне и точка. Нарекание разве что может вызвать цвет местности на карте мира: странным образом, не так давно прошедшая ядерная война не мешает благоухающей зелени вокруг тех или иных поселений.

Битвы происходят пошагово в текстовом режиме. Игроку покажут слегка анимированное изображение противника, дадут варианты действий, как-то: атака, уклониться, использовать умение, бежать, перезарядиться/привести в порядок заклинившее оружие, после выбора которых, в окошке прокручиваются уведомления о действиях участников сражения. И тут-то закрался  главный недостаток игры, которые уже не спишешь на старость. Битвы до ужаса скучны. Да, для тех или иных сражений нужно предварительно повысить уровень персонажей, но в них напрочь отсутствует тактика: мы либо атакуем, либо убегаем. Никаких тактических ухищрений, кроме перезарядки оружия в битвах нет. Опыт получают лишь те персонажи, которые кого-то убили, уровень поднимают по радио: 

— Але, мама? Я убил радиоактивную крысу. 
— Молодец, сынок, взрослеешь. Вот тебе увеличенное количество HP.
В качестве оружия у неё пожалуй только соски
Вот так и получается, что в игре интересно и вызывает сложности (которые разными людьми воспримутся по-разному: одни спишут на недостатки, другие на вызов их уму) все, кроме битв. Хватает и явной нелогичности: когда игра в чате пишет, что у барной стойки тебя ждет некая красотка, когда там никого нет. Просто пройдясь у этой стойки игрок ничего не добьется — ему нужно выделить одного персонажа из команды, пройтись им одним по этим сиденьям у бара и найти, наконец, ту самую красотку, которой визуально все так же нигде нет — о ее присутствии можно узнать лишь благодаря системному чату внизу экрана. И это при том, что общение с этой барышней важно для продвижения по сюжету. Учитывая массив игры, ее довольно большие локации, такой не нативный (и, вроде как, глючной) подход к решению обычных вещей, как обычное «присесть на стул» трудно расценивать, как сложность игры. Скорее, как ее непонятность.

В целом же, для того времени все в ней было прорывом. Впервые появилось множество альтернативных решений тех или иных задач, которые ставит игра (как следствие развитой ролевой системы), впервые затронута серьезная тема постапокалиптики, впервые, после того, как игрок покинул локацию, все оставалось на своих местах, когда он возвращался обратно, в ней полно сюрпризов, секретов, юмора (вплоть до откровенно черного), фан-сервиса и так далее.

Вердикт
Сейчас, положив руку на сердце, советовать ее можно только тем, кто готов к трудностям, которые готовит игра, как в виду нарочной игровой механики, так и в виду технических ограничений и ограничений в умах разработчиков. В то время они лишь пристреливались, чтобы выдать спустя время одну из величайших игр нашего поколения — Fallout. Ту, которой и не было бы без Wasteland, которую, в свою очередь, язык не поворачивается назвать плохой. Изъянов хватает, но для своей эпохи — это вин и легенда, слышать о которой должен каждый, кто любит постапокалиптику в играх и наоброт.

Плюсы
- мама Fallout
- новое слово в постапокалиптике для своего времени
- ролевые возможности на любой вкус
- вызов вниманиаю и смекалке игрока
- черный юмор
- gog-версия работает даже не смотря на древность

Минусы
- трудности и ограничения вызванные возрастом игры
- откровенно скучные бои
- странный подход к дизайну местности
- недостатки в нише задач и их решений

Комментариев нет:

Отправить комментарий