пятница, 10 мая 2013 г.

Обзор Dragon Age | Win

Как подъем по двенадцати ступеням Шаолиня, компания BioWare постепенно, но уверенно, повышала планку качества. Речь о Baldur's Gate и Neverwinter Nights. На мой вкус, конечно. Запуская Dragon Age я подсознательно готовился увидеть то, что уже видел, и играть так, как я уже давно привык играть. Но я также знал, что это будет еще одна ступень, преодоление которой порадует и меня, и разработчиков.

И вот какая мысль у меня не выходит из головы после знакомства с Dragon Age: хоть это все то же набившее оскомину эльфо\гномо-фэнтези, но еще ни разу в жизни я не встречал такую «именитую» фэнтези игру в жанре rpg. Да, она вобрала в себя все хорошее, что я знал до этого благодаря трудам компании в нише Forgotten Realms. Да, в игровом процессе хватает нового, но оно по большей части логичное и закономерное. Но именно благодаря единству всех факторов (особенно технологических и художественных) игру я запомнил как один большой ком имен.
Обилие соратников не заставит скучать даже самых привередливых

Мне кажется, что до BioWare, наконец, дошло, за что люди так любят японские rpg. За персонажей. Особенно за побочных. И на этот раз сценаристы уделили куда больше внимания тем, которые будут сопровождать игрока на протяжении игры. Алистер, Морриган, Зевран, и прочие — в Dragon Age стало не так важно что говорит главный герой; куда важней, что говорят его соратники и как они отреагируют на его поведение. А говорить они будут много, и реагировать будут… страстно.

Если верить статистике, всего в игре задействована озвучка 800 тысяч слов. И, конечно, дело не только в количестве. Дело не только в том, что английский здесь и с британским, и с немецким, и французским и другими акцентами. Дело в живом общении между напарниками.
Бродя по живописным пейзажам, пробиваясь сквозь подземелья или бродя меж рыночных лотков — у боевых товарищей всегда найдется время и место, чтобы рассказать анекдот, пообщаться о делах житейских, расспросить о прошлом или постараться затащить в постель. И для этого ничего делать не надо. Вы просто передвигаетесь, а персонаж может начать говорить, потому что ему стало скучно.

Кстати, по поводу постели. Еще ни одна фэнтези игра до Dragon Age не могла мне позволить ублажить персонажа настолько, что у него раздвигались ноги в буквальном смысле слова. Включая гомосексуальные связи. Не скажу, что мне этого сильно не хватало, но забавности и доли драматизма это однозначно добавляет. Особенно, если поставить мод с полноценной обнаженкой.
Постельные сцены довольно горячи… если смотреть на них сквозь огонь
Хотя в судьбе каждого из шести персонажей, которых игра предлагает на выбор в начале, драмы и без того достаточно:

− человек благородных кровей;
− маг-человек или маг-эльф;
− лесной эльф;
− городской эльф;
− гном-простолюдин;
− гном-аристократ.

Фабула приключений каждого из них интересна до нельзя. Никаких вам «шел по полю и нашел таинственный камень с суперсилой». Кто-то батрачит из последних сил, томясь гнетом матери алкоголички; кто-то борется за престол; а у кого и вовсе невесту крадут в день свадьбы. И все это на фоне надвигающейся орды нечисти.

Игра нелинейна и каждый квест можно закончить как минимум двумя кардинально разными способами. В общем, все по-взрослому, и все интересно, и есть из чего выбрать.

Но увы, не так богат выбор классов. Воин, маг, да разбойник — не густо. Малость улучшают ситуацию специализации, которые можно получить на седьмом и четырнадцатом уровне развития персонажа. Но и тут не все так гладко.

До выхода аддона к игре (Awakening) можно было выбрать всего две специализации, исключая остальные. Да и получить к ним доступ не так просто: игроку не предлагают их на выбор по достижению определенного уровня — специализации нужно еще заслужить. Нужно либо найти подходящую литературу, либо учителя, выполнить задания, соответствовать некоторым критериям. Учитывая обилие магазинов и граждан огромного королевства Ферелден, поиск книг и наставников может затянуться, а то и вовсе начать раздражать.

Кроме того, на протяжении игры меня не покидала тревога: где прокачивать персонажей? В Dragon Age нет понятия возрождения монстров в зачищенных местах. Постоянно нужно искать побочные задания. Ведь только благодаря им можно развивать специализации существенно выше степени, которую предлагает основная сюжетная линия.

В специализациях таятся весьма полезные умения и хорошо, когда в игровой группе собраны персонажи с максимально разным набором оных. Хотя для такой продолжительной игры список умений можно назвать скудным. Исключая, конечно, магов. Тут уж глаза разбегаются: не знаешь какие заклинания учить в первую очередь — большая часть из них иной раз достаточно критична для боя.
Иногда кажется будто играешь в Baldur's Gate с графоном
Бои смотрятся в пример лучше: камеру можно крутить вокруг оси (жаль лишь угол обзора таки фиксирован), можно приближать/отдалять; клинки звенят друг о друга, противники уворачиваются от ударов, да и больших монстров персонажи добивают эффектными смертоносными движениями. Хотя, эту самую зрелищность битвы разобрать сложно, если в ней участвует большое количество людей — получается один сплошной ком вспышек. Но на то она и битва, а не дуель, правда? Жаль лишь слишком заметен дисбаланс в противоборстве магии и меча: стоит магу заполучить необходимые заклинания, как все битвы сводятся к простой и повторяющейся схеме.

Также кажется странным такая насыщенность эффектами во время битв, да впечатляющая работа художников над окружающим миром, в то время как дизайн некоторой брони и шлемов (особенно легких), хочется назвать не иначе, как бездарным.

Кроме того, даже спустя кучи патчей в игре хватает разных глюков и неудобств. Довольно часто при финальных смертельных ударах, персонаж «добивает» воздух, в то время, как монстр давно лежит; немалое количество квестов остаются незавершенными в журнале заданий даже не смотря на выполнение всех задач. И много другого: обилие исправленных ошибок за все время удивляет не меньше, чем ее достоинства.

Из неудобного: можно было бы добавить паузу для видеозаставок, да детали наград за выполнение квестов — в игровом логе отсутствует информация какой именно предмет игрок получает в награду. Да и зачем было организовывать автоматическую блокировку дистанционных атак таким образом, что после каждого блока персонаж замирает на месте и ему нужно заново отдавать приказ?
Дизайн уровней неплох. Даром камеру свободно не покрутишь.
С другой стороны, в игре настраиваемый и достаточно гибкий искусственный интеллект у соратников. Настроил линию поведения в бою, как это было в Final Fantasy XII, и можешь откинуться на спинку кресла. Если битва достаточно простенькая, конечно.

Простеньким можно назвать и подход разработчиков к законам вселенной. Например: если верить разговорам и литературе игры, лириум (продукт, зелье из которого восстанавливает ману) крайне ядовит, вызывает зависимость, галлюцинации, мутации и так далее. Но, почему-то, на моих магов эти страшилки не подействовали: к концу игры никто из них не пристрастился к зелью, не заболел, и не мутировал во что-то неописуемое.

Вердикт
Безусловно: это лучшее, что я видел от BioWare среди фентезийных ролевых игр. Учитывая весь накопленный опыт, компания банально не имела права на промах, и она не промахнулась. Как минимум качественной проработкой всех персонажей игры, она воздвигла памятник всем сравнительно безликим персонажам своих предыдущих работ в жанре фентези.

Закрыв глаза на программные проблемы, недочеты в проработке законов вселенной, да неуместно некачественный дизайн доброй части амуниции, Dragon Age можно назвать хорошей игрой своей ниши. Даже вне стараний BioWare. Даже во всей индустрии в целом.

Плюсы
- считай классическая rpg от BioWare лишь в новом обличье;
- интересный и разнообразный сюжет в каждом из предлагаемых сценариев;
- система живого общения;
- тщательно проработанные характеры соратников;
- впечатляющий дизайн локаций.

Минусы
- обилие глюков и неидеальный интерфейс;
- скудный набор классов;
- мало умений, за исключением магических;
- убогий дизайн линейки легкой брони;
- недочёты в проработке законов вселенной игры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий