Как подъем по двенадцати ступеням Шаолиня, компания BioWare постепенно, но уверенно, повышала планку качества. Речь о Baldur's Gate и Neverwinter Nights. На мой вкус, конечно. Запуская Dragon Age я подсознательно готовился увидеть то, что уже видел, и играть так, как я уже давно привык играть. Но я также знал, что это будет еще одна ступень, преодоление которой порадует и меня, и разработчиков.
И вот какая мысль у меня не выходит из головы после знакомства с Dragon Age: хоть это все то же набившее оскомину эльфо\гномо-фэнтези, но еще ни разу в жизни я не встречал такую «именитую» фэнтези игру в жанре rpg. Да, она вобрала в себя все хорошее, что я знал до этого благодаря трудам компании в нише Forgotten Realms. Да, в игровом процессе хватает нового, но оно по большей части логичное и закономерное. Но именно благодаря единству всех факторов (особенно технологических и художественных) игру я запомнил как один большой ком имен.
Мне кажется, что до BioWare, наконец, дошло, за что люди так любят японские rpg. За персонажей. Особенно за побочных. И на этот раз сценаристы уделили куда больше внимания тем, которые будут сопровождать игрока на протяжении игры. Алистер, Морриган, Зевран, и прочие — в Dragon Age стало не так важно что говорит главный герой; куда важней, что говорят его соратники и как они отреагируют на его поведение. А говорить они будут много, и реагировать будут… страстно.
Если верить статистике, всего в игре задействована озвучка 800 тысяч слов. И, конечно, дело не только в количестве. Дело не только в том, что английский здесь и с британским, и с немецким, и французским и другими акцентами. Дело в живом общении между напарниками.
Бродя по живописным пейзажам, пробиваясь сквозь подземелья или бродя меж рыночных лотков — у боевых товарищей всегда найдется время и место, чтобы рассказать анекдот, пообщаться о делах житейских, расспросить о прошлом или постараться затащить в постель. И для этого ничего делать не надо. Вы просто передвигаетесь, а персонаж может начать говорить, потому что ему стало скучно.
Кстати, по поводу постели. Еще ни одна фэнтези игра до Dragon Age не могла мне позволить ублажить персонажа настолько, что у него раздвигались ноги в буквальном смысле слова. Включая гомосексуальные связи. Не скажу, что мне этого сильно не хватало, но забавности и доли драматизма это однозначно добавляет. Особенно, если поставить мод с полноценной обнаженкой.
Хотя в судьбе каждого из шести персонажей, которых игра предлагает на выбор в начале, драмы и без того достаточно:
− человек благородных кровей;
− маг-человек или маг-эльф;
− лесной эльф;
− городской эльф;
− гном-простолюдин;
− гном-аристократ.
Фабула приключений каждого из них интересна до нельзя. Никаких вам «шел по полю и нашел таинственный камень с суперсилой». Кто-то батрачит из последних сил, томясь гнетом матери алкоголички; кто-то борется за престол; а у кого и вовсе невесту крадут в день свадьбы. И все это на фоне надвигающейся орды нечисти.
Игра нелинейна и каждый квест можно закончить как минимум двумя кардинально разными способами. В общем, все по-взрослому, и все интересно, и есть из чего выбрать.
Но увы, не так богат выбор классов. Воин, маг, да разбойник — не густо. Малость улучшают ситуацию специализации, которые можно получить на седьмом и четырнадцатом уровне развития персонажа. Но и тут не все так гладко.
До выхода аддона к игре (Awakening) можно было выбрать всего две специализации, исключая остальные. Да и получить к ним доступ не так просто: игроку не предлагают их на выбор по достижению определенного уровня — специализации нужно еще заслужить. Нужно либо найти подходящую литературу, либо учителя, выполнить задания, соответствовать некоторым критериям. Учитывая обилие магазинов и граждан огромного королевства Ферелден, поиск книг и наставников может затянуться, а то и вовсе начать раздражать.
Кроме того, на протяжении игры меня не покидала тревога: где прокачивать персонажей? В Dragon Age нет понятия возрождения монстров в зачищенных местах. Постоянно нужно искать побочные задания. Ведь только благодаря им можно развивать специализации существенно выше степени, которую предлагает основная сюжетная линия.
В специализациях таятся весьма полезные умения и хорошо, когда в игровой группе собраны персонажи с максимально разным набором оных. Хотя для такой продолжительной игры список умений можно назвать скудным. Исключая, конечно, магов. Тут уж глаза разбегаются: не знаешь какие заклинания учить в первую очередь — большая часть из них иной раз достаточно критична для боя.
Бои смотрятся в пример лучше: камеру можно крутить вокруг оси (жаль лишь угол обзора таки фиксирован), можно приближать/отдалять; клинки звенят друг о друга, противники уворачиваются от ударов, да и больших монстров персонажи добивают эффектными смертоносными движениями. Хотя, эту самую зрелищность битвы разобрать сложно, если в ней участвует большое количество людей — получается один сплошной ком вспышек. Но на то она и битва, а не дуель, правда? Жаль лишь слишком заметен дисбаланс в противоборстве магии и меча: стоит магу заполучить необходимые заклинания, как все битвы сводятся к простой и повторяющейся схеме.
Также кажется странным такая насыщенность эффектами во время битв, да впечатляющая работа художников над окружающим миром, в то время как дизайн некоторой брони и шлемов (особенно легких), хочется назвать не иначе, как бездарным.
Кроме того, даже спустя кучи патчей в игре хватает разных глюков и неудобств. Довольно часто при финальных смертельных ударах, персонаж «добивает» воздух, в то время, как монстр давно лежит; немалое количество квестов остаются незавершенными в журнале заданий даже не смотря на выполнение всех задач. И много другого: обилие исправленных ошибок за все время удивляет не меньше, чем ее достоинства.
С другой стороны, в игре настраиваемый и достаточно гибкий искусственный интеллект у соратников. Настроил линию поведения в бою, как это было в Final Fantasy XII, и можешь откинуться на спинку кресла. Если битва достаточно простенькая, конечно.
И вот какая мысль у меня не выходит из головы после знакомства с Dragon Age: хоть это все то же набившее оскомину эльфо\гномо-фэнтези, но еще ни разу в жизни я не встречал такую «именитую» фэнтези игру в жанре rpg. Да, она вобрала в себя все хорошее, что я знал до этого благодаря трудам компании в нише Forgotten Realms. Да, в игровом процессе хватает нового, но оно по большей части логичное и закономерное. Но именно благодаря единству всех факторов (особенно технологических и художественных) игру я запомнил как один большой ком имен.
![]() |
Обилие соратников не заставит скучать даже самых привередливых |
Мне кажется, что до BioWare, наконец, дошло, за что люди так любят японские rpg. За персонажей. Особенно за побочных. И на этот раз сценаристы уделили куда больше внимания тем, которые будут сопровождать игрока на протяжении игры. Алистер, Морриган, Зевран, и прочие — в Dragon Age стало не так важно что говорит главный герой; куда важней, что говорят его соратники и как они отреагируют на его поведение. А говорить они будут много, и реагировать будут… страстно.
Если верить статистике, всего в игре задействована озвучка 800 тысяч слов. И, конечно, дело не только в количестве. Дело не только в том, что английский здесь и с британским, и с немецким, и французским и другими акцентами. Дело в живом общении между напарниками.
Бродя по живописным пейзажам, пробиваясь сквозь подземелья или бродя меж рыночных лотков — у боевых товарищей всегда найдется время и место, чтобы рассказать анекдот, пообщаться о делах житейских, расспросить о прошлом или постараться затащить в постель. И для этого ничего делать не надо. Вы просто передвигаетесь, а персонаж может начать говорить, потому что ему стало скучно.
Кстати, по поводу постели. Еще ни одна фэнтези игра до Dragon Age не могла мне позволить ублажить персонажа настолько, что у него раздвигались ноги в буквальном смысле слова. Включая гомосексуальные связи. Не скажу, что мне этого сильно не хватало, но забавности и доли драматизма это однозначно добавляет. Особенно, если поставить мод с полноценной обнаженкой.
![]() |
Постельные сцены довольно горячи… если смотреть на них сквозь огонь |
− человек благородных кровей;
− маг-человек или маг-эльф;
− лесной эльф;
− городской эльф;
− гном-простолюдин;
− гном-аристократ.
Фабула приключений каждого из них интересна до нельзя. Никаких вам «шел по полю и нашел таинственный камень с суперсилой». Кто-то батрачит из последних сил, томясь гнетом матери алкоголички; кто-то борется за престол; а у кого и вовсе невесту крадут в день свадьбы. И все это на фоне надвигающейся орды нечисти.
Игра нелинейна и каждый квест можно закончить как минимум двумя кардинально разными способами. В общем, все по-взрослому, и все интересно, и есть из чего выбрать.
Но увы, не так богат выбор классов. Воин, маг, да разбойник — не густо. Малость улучшают ситуацию специализации, которые можно получить на седьмом и четырнадцатом уровне развития персонажа. Но и тут не все так гладко.
До выхода аддона к игре (Awakening) можно было выбрать всего две специализации, исключая остальные. Да и получить к ним доступ не так просто: игроку не предлагают их на выбор по достижению определенного уровня — специализации нужно еще заслужить. Нужно либо найти подходящую литературу, либо учителя, выполнить задания, соответствовать некоторым критериям. Учитывая обилие магазинов и граждан огромного королевства Ферелден, поиск книг и наставников может затянуться, а то и вовсе начать раздражать.
Кроме того, на протяжении игры меня не покидала тревога: где прокачивать персонажей? В Dragon Age нет понятия возрождения монстров в зачищенных местах. Постоянно нужно искать побочные задания. Ведь только благодаря им можно развивать специализации существенно выше степени, которую предлагает основная сюжетная линия.
В специализациях таятся весьма полезные умения и хорошо, когда в игровой группе собраны персонажи с максимально разным набором оных. Хотя для такой продолжительной игры список умений можно назвать скудным. Исключая, конечно, магов. Тут уж глаза разбегаются: не знаешь какие заклинания учить в первую очередь — большая часть из них иной раз достаточно критична для боя.
![]() |
Иногда кажется будто играешь в Baldur's Gate с графоном |
Также кажется странным такая насыщенность эффектами во время битв, да впечатляющая работа художников над окружающим миром, в то время как дизайн некоторой брони и шлемов (особенно легких), хочется назвать не иначе, как бездарным.
Кроме того, даже спустя кучи патчей в игре хватает разных глюков и неудобств. Довольно часто при финальных смертельных ударах, персонаж «добивает» воздух, в то время, как монстр давно лежит; немалое количество квестов остаются незавершенными в журнале заданий даже не смотря на выполнение всех задач. И много другого: обилие исправленных ошибок за все время удивляет не меньше, чем ее достоинства.
Из неудобного: можно было бы добавить паузу для видеозаставок, да детали наград за выполнение квестов — в игровом логе отсутствует информация какой именно предмет игрок получает в награду. Да и зачем было организовывать автоматическую блокировку дистанционных атак таким образом, что после каждого блока персонаж замирает на месте и ему нужно заново отдавать приказ?
![]() |
Дизайн уровней неплох. Даром камеру свободно не покрутишь. |
Простеньким можно назвать и подход разработчиков к законам вселенной. Например: если верить разговорам и литературе игры, лириум (продукт, зелье из которого восстанавливает ману) крайне ядовит, вызывает зависимость, галлюцинации, мутации и так далее. Но, почему-то, на моих магов эти страшилки не подействовали: к концу игры никто из них не пристрастился к зелью, не заболел, и не мутировал во что-то неописуемое.
Вердикт
Безусловно: это лучшее, что я видел от BioWare среди фентезийных ролевых игр. Учитывая весь накопленный опыт, компания банально не имела права на промах, и она не промахнулась. Как минимум качественной проработкой всех персонажей игры, она воздвигла памятник всем сравнительно безликим персонажам своих предыдущих работ в жанре фентези.
Закрыв глаза на программные проблемы, недочеты в проработке законов вселенной, да неуместно некачественный дизайн доброй части амуниции, Dragon Age можно назвать хорошей игрой своей ниши. Даже вне стараний BioWare. Даже во всей индустрии в целом.
Плюсы
- считай классическая rpg от BioWare лишь в новом обличье;
- интересный и разнообразный сюжет в каждом из предлагаемых сценариев;
- система живого общения;
- тщательно проработанные характеры соратников;
- впечатляющий дизайн локаций.
Минусы
- обилие глюков и неидеальный интерфейс;
- скудный набор классов;
- мало умений, за исключением магических;
- убогий дизайн линейки легкой брони;
- недочёты в проработке законов вселенной игры.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj6px7qBp2pFJhn5OMAKjWJU79MTR07w1ioggA2Qy87NlPnmdDcbgbGl7bobIo3lRQuZGTW58BfM174fpqb9GCoSxJy3YIlrGEWNQ9eXQZBIOTkNhAvFITDsvIh0GKTJXWAHa2nrQWm5dec/s1600/text+covers+score.png)
Комментариев нет:
Отправить комментарий